|
Какой глагол следует употребить?
1) Сказать человеку о том, чтобы он сам на себя одел/надел куртку.
2) Сказать человеку о том, чтобы он одел/надел куртку другому человеку.
1-а) Пробуем "одеть". «Одень куртку» (имеем в виду: «одень куртку на себя»). При этом сам человек одевается, и им же одевается куртка. Куртка одета, потому что совершено действие по одеванию, и человек становится одетым (одет, одетый). В этом выражении («одень куртку» (по умолчанию – на себя)) всё правильно.
1-б) Пробуем "надеть". «Надень куртку» (имеем в виду: «надень куртку на себя»). При этом куртка надевается человеком и становится надетой (надета), а сам человек надевается что ли и становится надетым? Что касается куртки, то вопросов не возникает (по отношению к ней самой, но не по отношению к совершённому действию человека), а вот с человеком получается несуразица: надевая куртку, человек надевается или всё же одевается? Понятно, что надевая куртку человек не надевается, тогда должно быть, что надевая куртку, человек одевается? Человек становится одетым (одет, одетый) в куртку, тогда как совершает действие, выраженное другим глаголом? Совершая ействие с курткой по глаголу: «надеть», сам же человек при этом подпадает под действие, совершаемое по глаголу: «одеть»? Совершая одно действие (надеть), оказывается подпадает под совершенно другое действие (одеть)? Легко запутаться. «Надень куртку» (имеем в виду: «надень куртку на себя»). Куртка становится надетой (надета по действию человека или по собственному действию, которое человек совершил с ней?), но ведь человек при этом одевался и стал одетым. Почему, когда сам человек совершал одно единственное определённое действие, оказывается что оно может называться двумя разными глаголами, которые как раз и выражают разные действия? Здесь одни вопросы, и очевидно, что выражение: «надень куртку» (на себя) – неправильное.
2-а) Пробуем «надеть». «Надень куртку» (имеем в виду: «надень куртку на другого человека или другому человеку»). При этом куртка надевается первым
человеком на второго человека и второй человек одевается, а первый – надевает на него куртку. В этом выражении («надень куртку» (по умолчанию – другому человеку)) всё правильно.
2-б) Пробуем «одеть». «Одень куртку» (имеем в виду: «одень куртку на другого человека или другому человеку»). При этом куртка одевается первым человеком на второго человека, но кто же из них одевает куртку? Кто совершает
такое действие: «одеть» – первый человек или второй? Здесь появляются вопросы, и очевидно, что выражение:
«одень куртку» (по умолчанию – другому человеку) – неправильное.
***
Вот несколько выражений. Какие из них неправильные?
Одеть ребёнка в шубу. Надеть ребёнка в шубу.
Одеть шубу на ребёнка. Надеть шубу на ребёнка.
Одеть ребёнку шубу. Надеть ребёнку шубу.
Одеть шубу ребёнка. Надеть шубу ребёнка.
Одеть ребёнка в шубу – ребёнок одевается в шубу (ребёнок одевает шубу), и кто-то ему помогает в этом. Выражение правильное.
Надеть ребёнка в шубу – получается, что надо взять ребёнка и сделать так, чтобы он
каким-то образом оказался в шубе? Выражение неправильное.
Одеть шубу на ребёнка – кто-то одевает на ребёнка шубу и сам ребёнок одевает шубу? Кто из двух человек одевает шубу? Или ребёнок не одевает шубу, ведь её одевает на него другой человек? Что тогда делает ребёнок? И тот, и другой одевают, то есть совершают одно и то же, определённое действие? Кабы другой человек всё-таки одевает шубу на ребёнка, а сам ребёнок надевает шубу, то получается, что при этом ребёнок совершает действие по надеванию, но называться всё-таки будет по действию одевания, то есть ребёнок одетый? Вот из-за такой подмены глаголов и действий выражение – неправильное. Но ежели под словом: «ребёнка» человек имеет в виду самого себя, тогда всё правильно.
Надеть шубу на ребёнка – ребёнок будет одет в шубу; ребёнок будет одетый, потому что он одевал шубу, а другой человек надевал на него шубу. Выражение правильное.
Одеть ребёнку шубу – довольно-таки заковыристое выражение! В данном случае ребёнок оденет шубу сам и на самого себя, но чтобы он совершил такое действие, об этом может сказать другой человек и не самому ребёнку, а тому, кто его сопровождает. Например, врач после осмотра говорит родителю ребёнка: «всё,
теперь можно одеть ребёнку шубу» (мол: «пусть ребёнок оденет шубу»). Выражение правильное.
Надеть ребёнку шубу – ребёнок будет одет в шубу; ребёнок будет одетый, потому что он одевал шубу, а другой человек надевал ему шубу. Выражение правильное.
Одеть шубу ребёнка – кто-то берёт не свою шубу (шубу ребёнка) и одевается в неё. Такое вполне
возможно и ничего странного в этом нету. Выражение правильное.
Надеть шубу ребёнка – кто-то берёт не свою шубу (шубу ребёнка) и надевает на другого человека (другому человеку) не его шубу или же надевает не свою шубу (шубу ребёнка) на какой-то
предмет. Выражение правильное.
Красным цветом выделены неправильные выражения:
Одеть ребёнка в шубу.
Надеть ребёнка в шубу.
Одеть шубу на ребёнка. Надеть шубу на ребёнка.
Одеть ребёнку шубу. Надеть ребёнку шубу.
Одеть шубу ребёнка. Надеть шубу ребёнка.
Попробуйте рассмотреть этот пример по тем правилам, которые имеются в общественности (а именно: одеть Надежду; надеть одежду) и увидите, что неправильных выражений оказывается не два, а больше. И это странно – при богатстве русского языка и вдруг такое ограничение!
***
Другие примеры с правильным использованием данных глаголов:
Бабушка велит внучке: «одень шубу». Внучке надо: самой одеть свою шубу на себя.
Бабушка просит внучку помочь: «надень шубу». Внучке надо: надеть бабушкину шубу
на бабушку.
Ещё тонкости с просьбой о помощи. «Помоги одеть шубу» – в этом случае человек сам на себя одевает шубу и просит другого человека помочь ему в этом (просящий одевает шубу на себя, помогающий надевает шубу на просящего человека и одевает его). «Помоги надеть шубу» – в этом случае первый человек надевает на второго человека (может быть на больного) шубу и просит помочь третьего человека (вообще-то, нету ошибки ежели и к самому больному с такой просьбой обратиться).
***
Иногда могут судить правильность или неправильность по антонимическим парам: одел - раздел; надел - снял.
Во-первых, слова по антонимическим парам не проверяются, это не показатель. Во-вторых, глагол: «снять», как антоним, может быть сопоставлен и с другими глаголами, что как раз-то и упускается из вида (либо умышленно не принимается): "повесить - снять", "обуть - снять" – вполне действительные пары антонимов. И раз глагол: «снять» может быть сопоставлен с несколькими глаголами: «повесить», «обуть», «надетьть»; стало быть его (глагол: «снять») можно сопоставить и с глаголом: «одеть». Есть такая антонимическая пара: одеть - снять.
Примеры: 1) "надеть пальто" - "снять пальто" – в этом случае, глагол: «надеть» говорит о том, что пальто надевается кем-то на кого-то другого или что-то другое, стало быть и снимается кем-то с кого-то другого или с чего-то другого. 2) "одеть пальто" - "снять пальто" – в этом случае, глагол: «одеть» говорит о том, что пальто одевается самим человеком на себя, стало быть и снимается самим человеком с себя.
***
Есть и такое мнение, что в отличие от глагола: «одеть», глагол: «надеть» сочетается с предлогом: «на». И наоборот, в отличие от глагола: «надеть», глагол: «одеть» сочетается с предлогом: «в». Но и такое мнение легко разбивается и проверяется простыми выражениями из самого русского языка: «одевать на праздник» и «надевать в прихожей».
|
|